За воротами Канского ликероводочного завода (КЛВ), расположенного в Красноярском крае, оказалась половина из 150 работников. Все под нажимом администрации написали заявление об увольнении по собственному желанию.
В нынешнем веке предприятию, которое через два года могло бы справить 110-летие, явно не везёт. Впрочем, трудности канские производители водки начали испытывать ещё в начале перестройки, когда на прилавки магазинов хлынул поток палёной продукции и технического спирта. Стоил вожделенный товар сущие копейки, поэтому производители качественной водочной продукции стали затовариваться, терпеть огромные убытки.
Хорошо помню, как в начале 90-х годов прошлого столетия генеральный директор Канского ликероводочного Николай Плотников, сменивший опытнейшего В. И. Провоторова, выдумывал разного вида рекламные проекты, чтобы хоть каким-то образом продвинуть свой товар на рынок. А товар, надо сказать, был что надо! Только водка «Полевой аромат», изобретённая в заводской лаборатории Еленой Стомой, чего стоила! А были ещё «Сибирское застолье», «Беспохмельная».
Однако к тому времени вкусы потребителей кардинальным образом изменились. Те, кто разбогател, предпочитали пить виски и коньяк, беднота переключилась на технарь и палёнку за рупь двадцать. И только небольшая прослойка мужского населения оставалась верна канской продукции.
Но самый главный удар местным виноводочникам нанесли их коллеги из Дагестана и других республик Северного Кавказа, где за короткий срок было построено несколько десятков ликёроводочных заводов. Не знаю почему, но их продукция даже с учётом транспортного налога оказалось гораздо дешевле водки красноярского разлива. И канцы дрогнули. Пост генерального директора покинул Николай Плотников, на его место был назначен бывший мэр Канска Сергей Сазонов, но и у него не получилось удержать ситуацию в руках. И завод встал.
Правда, в конце правления главы Канска Сергея Гурова КВЛЗ попытались реанимировать, но не надолго. В 2005 году, пережив своё столетие ровно на год, старейший в крае ликёроводочный завод был остановлен. Трезвенникам по этому поводу радоваться не стоит, поскольку свято место пустым не бывает. В России нынче так много ЛВЗ, что население края даже не заметило остановки Канского завода. А вот конкуренты, наоборот, порадовались.
Поскольку 51 процент акций предприятия принадлежал в ту пору краевой администрации, чиновники стали искать эффективных инвесторов. Переговоры с различными компаниями продолжались больше года и, в конце концов, увенчались успехом. За 30 миллионов рублей завод купила группа компаний из Бурятии «Байкалфарм». В обновление оборудования инвесторы вложили около 100 миллионов рублей, и в октябре 2009 года состоялось торжественное открытие завода. Я там не было, но позже прочитал много хвалебных слов краевых и городских чиновников в адрес инвесторов и заверений со стороны хозяев теперь уже частного предприятия.
На первых порах менеджеры «Байкалфарма» действительно сделали очень много для возрождения старейшего предприятия: закупили современное оборудование, провели мощную рекламную акцию, наконец, выпустили несколько новых наименований водочной продукции. На сайте предприятия директор филиала ОАО «Байкалфарм» Егор Потанин с законной гордостью рассказывал, что уже в 2010 году на международном дегустационном конкурсе «ПРОДЭКСПО» в Москве золотыми медалями в сегменте standart были отмечены водка «Канская» и «Саяны». В этом же году «Канская» стала дипломантом конкурса «100 лучших товаров России». Если перейти от качества к количеству, то в нынешнем году завод должен был выйти на проектную мощность – 1,5 миллиона декалитров в год.
На этом радужном фоне остановка предприятия и массовое увольнение работников выглядит, по меньшей мере, странно. Канские аналитики связывают этот шаг хозяев КЛВ с их новой покупкой, которая состоялась в октябре прошлого года. Тогда «Байкалфарм» выкупил у прежнего хозяина минусинский «Минал». В «Красноярском рабочем» рассказывалось, с какой помпой открывали возрождённый завод. И в самом деле инвесторы из Бурятии не пожалели денег на его реконструкцию. Генеральный директор ОАО «Байкалфарм» Михаил Матханов сегодня и не скрывает, что именно «Минал» станет главным брендом фирмы.
Что касается Канского ликероводочного, то после очередного закрытия завода его судьба оставалась неясной и тревожной. Поговаривали, что здесь наладят выпуск портвейна или отдадут территорию под склады. Лишь совсем недавно руководители предприятия внесли ясность: завод начнёт работать с 1 июня, но вместо двух линий розлива водки останется одна. Вторую сейчас демонтируют. Соответственно, и работников на КЛВ останется вдвое меньше.
Уверен, если ситуация на рынке виноводочной продукции ухудшится, хозяева завода, не дрогнув, остановят и единственную линию. Таковы жесткие реалии рынка.
Виктор РЕШЕТЕНЬ,
соб. корр. «Красноярского рабочего».
г. Канск Красноярского края.